Метавселенная: что выбрать в ожидании виртуальной революции

Назад

В настоящее время на фондовом рынке «хайп» зачастую значит больше, чем фундаментальная стоимость компании. Для понимания этого достаточно просто взглянуть на котировки Tesla (TSLA) и на прогнозы ее финансовых показателей. Сейчас мы наблюдаем рождение, в какой-то степени, уникальной истории, которая, имея вполне разумную оценку (forward P/E - 20х), в ближайшие годы может вырасти из разряда фантастики и, так сказать, «поймает хайп». Имя этой истории - Facebook или, правильнее теперь говорить, Meta Platforms.

В конце октября Facebook решил сменить имя, чтобы показать, что компания в ближайшие 5-10 лет сосредоточится на создании метавселенной. Это виртуальное пространство, где пользователи могут взаимодействовать как друг с другом, так и с различными объектами посредством аватаров. Этот термин был придуман еще в 90-х, писателем фантастом Нилом Стивенсоном, и это уже не первая попытка перевести метавселенную из разряда фантастики в реальность. Вполне вероятно, что и в этот раз история потерпит неудачу, ведь успех не гарантирован никому, даже компании такого размаха как Facebook. Однако, если они за это взялись, то они, как минимум, приложат максимум усилий, и нас ждет пять интересных лет с огромным количеством новостей. А для «хайпа» не обязательно показывать отличную отчетность. Зачастую достаточно просто создавать поток новостей, и там, где «хайп» , там завышенные ожидания и раздутые оценки.

Метавселенная может стать действительно большим драйвером выручки в будущем

А есть ли предпосылки для «хайпа» в будущем - спросите вы, и будете правы. Сейчас мы расскажем почему мы считаем, что предпосылки весьма увесистые. Попробуйте представить себе, что с появлением метавселенной станет возможным посетить концерт любимого исполнителя или посмотреть противостояние Барселоны и Реала с трибуны Камп-Ноу. И это все в компании друзей, без необходимости лететь через тысячи километров. Разве не удобно? Сколько вы готовы за такое заплатить? Учитывая новизну ощущений, персональные воспоминания от посещения любимых концертов и спортивных мероприятий, думаю вы готовы заплатить за это гораздо больше, чем за банальный просмотр подобного события по ТВ. А это означает, что можно рассчитывать на рост расходов на развлечения.

Более того, можно легко нафантазировать себе виртуальный торговый центр, где вы сможете не только посмотреть на товар в 3D, а пощупать его руками и даже примерить (The Verge недавно писал о том, что Meta ведет разработку тактильных перчаток). Это означает, что e-commerce придет в метавселенные, а это, на секунду, уже сейчас $4 трлн оборота.

Meta - как оператор метавселенной, вероятнее всего, будет взымать комиссию от выручки в метавселенной. Apple сейчас, например, удерживает 30% от продаж в своем магазине. Если в метавселенной Meta будет сопоставимое количество пользователей, то почему они должны брать меньше?

Окей, 30% - это действительно большая комиссия, но даже с 5%-10%, по нашим оценкам, будущая выручка Meta Platforms может быть в диапазоне от $360 до $720 млрд. и это без учета $120 млрд, которые компания зарабатывает сейчас на рекламе. То есть мы говорим о потенциальном росте выручки в 4-8 раз в ближайшие 10 лет. Для понимания, сейчас ожидается, что выручка Tesla вырастет в 2.5 раза в ближайшие 5 лет, а темпы ее роста замедлятся до 15%. Т.е., если сохранять такой темп роста на следующие 5 лет, то мы будем говорить о росте в 5 раз за 10 лет. Вполне сопоставимые темпы роста.

Другие компании метавселенной выглядят слишком дорого

Почему именно Meta, ведь на рынке есть множество других историй, связанных с созданием метавселенных - Nvidia (NVDA), Unity Software (U), Roblox (RBLX)? Можно еще долго перечислять. Достаточно вбить в поисковике запрос “best metaverse stocks” и походить по разным популярным сайтам. На наш взгляд, все достаточно просто. Одного взгляда на оценку этих компаний хватит, чтобы понять, что риски слишком высоки.

Nvidia – потенциальный лидер на рынке решений для создания контента метавселенных

Безусловно, отличная компания. Выиграла конкуренцию, стала лидером своей отрасли, и теперь претендует на лидерство на рынке создания контента для метавселенных. На наш взгляд, займет одно из лидирующих мест в экономике метавселенных, если таковые все-таки будут созданы. Вот только мультипликатор forward P/E компании сейчас уже на уровне 61х. То есть прибыль компании должна вырасти в три раза, а котировка может и не сдвинуться с этого места, тогда forward P/E достигнет 20х. Это уровень оценки 2019 года, когда у компании были временные трудности с ростом.

Unity Software - некоторые их называют «темной лошадкой»

Небольшая компания в сравнении с конкурентами, главным из которых является Nvidia, если смотреть с точки зрения метавселенных. Известна тем, что создала одноименный движок для видеоигр. На нем были созданы, например, нашумевшая Pokemon Go - игра с дополненной реальностью. В отличии от Nvidia, у Unity пока даже прибыли нет. В таком случае мы обычно используем мультипликатор forward EV/Sales, который сейчас равен 28х. И здесь сильно напрашивается сравнение с DocuSign (DOCU). У них также пока нет прибыли, и до последних дней они торговались по forward EV/Sales выше 20х. В пятницу они не дотянули до ожиданий рынка, отчитавшись за прошедший квартал, и котировки рухнули более чем на 40%.

Roblox – кандидат на повторение истории Second Life

Roblox – это компания-производитель одноименной игры, хотя и не совсем правильно называть это игрой в классическом понимании этого слова. Скорее, это - экосистема, позволяющая своим пользователям создавать и играть в разные игры. Приложение резко набрало популярность в условиях пандемии, и сейчас ежедневно в него заходят около 50 млн пользователей. У Roblox есть некоторые признаки метавселенной, за что его и вносят в список потенциальных бенефициаров.

Здесь нужно остановиться поподробнее и рассказать историю Second Life от Linden Labs. Кому знакомо это имя, могут смело крутить ниже - вряд ли вы узнаете, что-то новое в этом абзаце. Second Life была, наверное, первой попыткой реализовать метавселенную. Она увидела свет в середине нулевых, и в 2006 многие поспешили объявить ее будущим. Business Week тогда выходил с этой игрой на обложке, а Adidas, Reebok, Dell и другие открывали виртуальные магазины. Reuters создали целый отдел новостей внутри виртуального мира. Люди спешили зарегистрироваться, и число активных пользователей показывало взрывной рост, но что-то пошло не так. Через год «хайп» постепенно сошел на нет, количество активных пользователей остановилось на отметке около 1 млн, в виртуальных магазинах не было ни посетителей, ни продавцов. В таком состоянии Second Life существует и по сей день, так и не став прорывом или «новым виртуальным будущим».

Roblox, на наш взгляд, скорее пойдет путем Second Life, и текущая оценка по forward EV/Sales около 20х может быстро упасть, как только количество пользователей перестанет расти достаточно быстро.

Крупные технологические компании могут и должны стать главными конкурентами

На наш взгляд, главным конкурентным преимуществом крупных компаний является огромная аудитория, до которой эти компании могут дотянуться. В случае с Meta Platforms это почти два миллиарда ежедневно активных пользователей. Apple может похвастаться миллиардом обладателей iPhone, лояльных бренду. У Google есть два с половиной миллиарда пользователей Android. Tencent - это более миллиарда китайских пользователей WeChat.

Apple выглядит одним из главных рисков для Meta, но не для ее котировок

Среди технологических гигантов, мы бы выделили Apple, как потенциально главного конкурента для Meta. Это сильная технологическая компания с очень большой и верной бренду аудиторией. У нее есть история успешных инноваций, есть экспертиза в вопросе создания не только софта, но и «железа».

Да, сейчас у Apple нет VR устройства, и компания пока молчит относительно своего участия в гонке. Однако, многие отмечают, что, учитывая опыт прошлых лет, именно выход Apple на этот рынок может сделать виртуальные пространства реальностью. Morgan Stanley недавно вообще написал, что пока Apple не вклинился в гонку, этой гонки еще нет. Точка зрения, которая, конечно, имеет право на жизнь. Слишком уж успешен оказался iPhone, и, возможно, как и в случае с iPhone, в офисе Apple уже вовсю работает секретная команда, создающая свое видение метавселенной.

Презентация VR устройства или своего видения метавселенной от Apple может быть сильным ударом для перспектив Meta на новом рынке, но не для ее котировок. Здесь необходимо еще раз напомнить о текущей оценке Meta.


Источник: Bloomberg


Сейчас мы видим ту ситуацию, когда в акциях компании еще нет даже намека на высокую оценку. Более того, есть некоторые проблемы, о которых мы писали чуть ранее. Meta Platforms, на наш взгляд, имеет все шансы решить текущие проблемы с замедлением роста, а в перспективе нескольких лет поймать «хайп» и выйти на оценку в диапазоне 40-50х по мультипликатору P/E. А вступление Apple в гонку, может не навредить, а спровоцировать «хайп» о котором мы с вами говорим.


Александр Маринов
Портфельный управляющий
Мнения, выраженные в настоящей статье, не являются инвестиционными советами или торговыми рекомендациями и не обязательно отражают мнения всех членов команды ИК Вивайт. Взгляды могут меняться с течением времени.